6 класс
В этом учебном году у нас будет два курса: "Русский язык 6 класс" и "Литература 6 класс".
На курсе вы можете видеть темы уроков и домашние задания, а также выполнять дополнительные задания на оценку

Материалы стены перемещены в Гостевую книгу

Новости

30 августа 2012

СКОРО В ШКОЛУ!

Что необходимо на уроке литературы:

  • текст с закладками и пометками;
  • дневник читателя;
  • тетрадь, ручка, карандаш.

  КАК ДЕЛАТЬ Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Ученик должен осознавать, что этот учебный предмет - не уроки чтения в младших классах, не развлечение, не «говорильня» (пустая болтовня), а один из самых сложных и важных предметов. Многие взрослые люди не умеют читать (воспринимать) художественные произведения, чем обедняют свою жизнь.
  2. Настоящее чтение – повторное! Только зная целое, можно понять смысл частностей, подробностей, деталей.
  3. Читать нужно с мыслью, вдумчиво, задавая себе вопросы. А почему так, а не иначе? Зачем нужен этот герой? Для чего нужна та или иная подробность? и т. п. Читать нужно с карандашом в руках, делая пометки.
  4. Самое трудное – это помнить, что в искусстве «все не просто так», всё не случайно, и чем «проще», «реалистичнее» (как в жизни) кажется произведение, тем оно сложнее для осмысления.
  5. «Все не просто так», потому что АВТОР писал тоже с мыслью, он тоже жил, думал, переживал, познавая МИР и ЧЕЛОВЕКА. Любое произведение искусства имеет идею, с-мысл.
  6. Если ученик не может по-настоящему подготовить ответы на устные вопросы (т.е. отметить в тексте карандашом цитаты, сделать закладки и т. п.), то он должен отвечать на них письменно!
  7. Письменный ответ по литературе – это мини-сочинение, это текст- рассуждение с цитатами, показывающий особенности личности писавшего. СПИСЫВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!!!
  8. Заканчивая работу, прислушайтесь к себе: что изменилось, что вы думаете, чувствуете по поводу прочитанного? Может быть, как-то изменились вы сами?
  9. Хорошо бы для начала вести «Дневник читателя»:

Дата

Автор

Название

Персонажи (главные и второстепенные)

Сюжет или элементы сюжета

Мысли, впечатления

Другое

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв о книге (план)

 ПОДГОТОВКА УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

 

  • - выберите для рассказа ту книгу, которая вас заинтересовала, не оставила равнодушным, заставила задуматься о чем-то важном, причем ту, которую вы прочли относительно недавно;
  • - сначала коротко расскажите об авторе (где и когда жил, какие известные произведения им написаны, в каких жанрах работал, к какому литературному направлению принадлежал, чем знаменит в литературе). Подготовьте фото (1-2, не надо много) автора на флэшке для проекции на экран. Также на экране нужно показать слайд с именем, фамилией, годами жизни автора, названием произведения, о котором вы рассказываете. Желательно, чтобы вы сопровождали ваш рассказ еще и слайдами с наиболее важными, ключевыми цитатами из книги, возможно, с подобранными вами иллюстрациями;
  • - что вы узнали о той стране и эпохе, которая описана в произведении;
  • - очень кратко расскажите об основных сюжетных линиях произведения;
  • - дайте характеристики главным героям книги, расскажите о том, какие человеческие пороки или добродетели в них воплощены, кто из героев вам близок, почему, кто вызывает неприятие, почему;
  • - в каких ключевых эпизодах раскрываются наиболее важные проблемы произведения и характеры его героев;
  • - какие мысли, идеи вы вынесли из прочитанной книги. Какова картина мира, нарисованная автором, какие законы в ней действуют;
  • - какие особенности авторского стиля вы можете назвать, выделить;
  • - по вашему мнению, для какой категории читателей эта книга может быть предназначена (с точки зрения возраста, вкусов, склада характера).

P.S. Продумайте, как сделать ваше выступление ярким, эмоциональным, интересным для слушателей, чтобы они могли вникнуть, оценить и по крайне мере не заснуть под звуки вашего голоса. Обращайтесь по ходу рассказа к аудитории, не бубните себе под нос, следите за связностью и последовательностью рассказа. Обращайтесь к цитатам из книги. Время для выступления ≈ 5-7м.

РАБОТА НАД ПИСЬМЕННЫМИ ОТЗЫВАМИ

Приблизительный объем каждой работы НЕ МЕНЕЕ 4 (четырех) тетрадных страниц или одной страницы А4 при печати 12-ым кеглем (размер шрифта) при стандартном интервале. Самое худшее, что вы можете сделать, - это списать работу с каких-либо источников!!!

  • - расскажите о том, чего вы ждали от этой книги, оправдались ли ваши ожидания, почему;
  • - читать было трудно / легко / увлекательно / скучно, почему?
  • - что вы узнали о той стране и эпохе, которая описана в произведении; чем обогатились ваши представления об истории / о людях / о человеческих взаимоотношениях / искусстве / общих закономерностях человеческой жизни / о мире в целом;
  • - расскажите, о чем прочитанная книга (наиболее важные темы и проблемы (исторические, философские, психологические, нравственные, социальные). Над какими вопросами заставила вас задуматься эта книга, насколько они актуальны в современном мире;
  • - очень кратко расскажите об основных сюжетных линиях произведения;
  • - дайте характеристики главным героям книги, расскажите о том, какие человеческие пороки или добродетели в них воплощены, кто из героев вам близок, почему, кто вызывает неприятие, почему;
  • - в каких ключевых эпизодах раскрываются наиболее важные проблемы произведения и характеры его героев;
  • - ради утверждения каких идей и жизненных ценностей, по вашему мнению, написана эта книга? Какие идеалы утверждаются автором, какие проявления жизни, наоборот, противоречат этим идеалам. Какие мысли, идеи вы вынесли из прочитанной книги. Какова картина мира, нарисованная автором, какие законы в ней действуют;
  • - какие особенности авторского стиля вы можете назвать, выделить
  • - по вашему мнению, для какой категории читателей эта книга может быть предназначена (с точки зрения возраста, вкусов, склада характера).
  • - за что бы вы сказали автору спасибо?

 

 

Дополнительные упражнения

Упражнение 21. Выпишите слова с приставкой по-. Выделите ее.

Подбородок, портфель, поговорить, поляна, полено, почта, поиск, потолок, потолковать, поэма, появляются, потрясти.

Упражнение 22. Выпишите слова с приставкой ис-. Выделите ее.

История, истолковать, истина, искра, иссушить, исказить, испугаться, исполнить, использовать.

Упражнение 23. Выпишите слова с приставкой с-. Приставку подчеркните.

Ссора, сметана, смешать, сделать, сладость, смеркаться, смелый, скворушка, сказочный, сдуть.

Упражнение 24. Выпишите слова с приставкой подо-.

Подоконник, подосиновик, подошва, подошли, подоить, пододеяльник, подопытный.

Упражнение 25. Распределите слова по группам:

а) Без приставки: __________

С приставками:

с-: _______________
вс-: ______________
вос-: _____________

Воскликнуть, всходит, высоко, вмешаться, вспыхнуть, сгореть, всхлипнуть, стоять, станция, стереть.

б) Без приставки: ______________

С приставками:

в-: ______________
вз-: ______________
во-: ______________
воз-: _____________

Высоко, вмешаться, воздержаться, внести, взмолиться, вблизи, вокруг, вздремнуть, вовлечь, взвод, вкусный, вдали, вздох.

Упражнение 26. Выпишите из предложений слова, распределив их в два столбика:

неизменяемые приставки    |    приставки на -з, -с

1. Долина постепенно сужалась. (К.Булычев) 2. Легкие волны лениво набегали на низкую часть берега. (А.Казанцев) 3. Силуэты далеких зданий засветились бесчисленными огнями. (Г.Прашкевич) 4. Он долго рассматривал рисунки. 5. Ночная тишина сменилась ревом прибоя. 6. От одного цветка к другому в саду перехожу. (К.Бальмонт) 7. Бесстрастно светит солнце в высоте. (К.Бальмонт) 8. Под дымкою тумана безгласная река. (К.Бальмонт) 9. Завеса мутного дождя заволокла лесные дали. (Н.Рубцов) 10. Девочка громко рассмеялась. 11. Разговоры о походе пришлось прекратить.

Как вы понимаете выражение безгласная река? С какой целью использует это словосочетание автор?

Упражнение 27. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите в глаголах приставки. Составьте схемы отмеченных предложений.

Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень от тучи и снова лес засиял молодо и радос_но.* Дуб ярко вспыхнул на со_нце бронзовыми вихрами осенней листвы и отбросил от себя тень которая легла через поляну к ногам молодых березок.*

(По Е.Носову)

Упражнение 28. Спишите. Графически объясните написание приставок.

Образец:

а) Сумерки _гущаются, бе_следно и_чезнуть, бе_снежная зима; громко ра_смеяться; _дание школы; _жал руку; _делал правильно, _дешний климат; _бил огонь; красивая ро_пись; хмурый ра_свет, ра_писаться в журнале.

б) Бе_чувственный, _держать слово; бе_звездная ночь; ра_цвел под окном; ра_смотреть пейзаж; бе_связный ра_сказ; бе_звучный смех; бе_смысленный ответ; ра_следовать до конца; бе_сердечный человек; точный ра_счет, хорошо ра_считать.

Упражнение 29. Распределите слова в два столбика: а) на конце приставки пишется с; б) на конце приставки пишется з. Подчеркните первую букву корня.

Ра_сыпать, в_дрогнуть, ра_целовать, бе_шумный, бе_жалостный; _жег, бе_толковый, _двинуть, _бросил, _гибать, бе_звучный, ра_спросить, чре_вычайный, ра_чет.

Упражнение 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограмм в приставках.

1. Много пор_зительных открытий _делали ученые на древней земле Египта. 2. Ра_копки в_крыли остатки каменной кладки. 3. Ученый ра_читывал найти остатки пирамиды. 4. Известковую скалу ра_чищали от песка и вырубали в ней отверстия. 5. Из небольших отверстий свет ни_падал на мраморный пол храма. 6. _десь можно увидеть сцены жизни простых людей. 7. _дание было ра_рушено. 8. Для строительства нужно было _делать точные ра_четы. 9. Ученые обнаружили бе_численные мраморные обломки.

(Из книги А.Нейхардт, И.Шиловой «Семь чудес света»)

Упражнение 31. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Выделите в глаголах приставки.

Гроза разр_зилась утром. Светлое небо сразу стало вечерним. Молния запрыгала по черным тучам разрезала их на мгновение и разл_ла по ним огненные ручьи. Гром бил по макушкам деревьев. Те скр_пели тр_щали накр_нялись. Листья испуганно тр_петали а ветер бе_пощадно полоскал их зелень в косых струях ливня.

(По Н.Дуровой)

Укажите общие для всех глаголов текста морфологические признаки. Какая морфема указывает на это?
Выпишите глаголы, показывающие нарастание действия.

Упражнение 32. Замените одним словом – прилагательным данные словосочетания. С помощью какой морфемы образованы эти прилагательные? Выделите ее.

а) Роща из дубов, лес из берез, сок из фруктов, суп из фасоли, фигура из льда, салат из овощей, торт из вафель.

б) Слегка розовый, немного горький, чуть-чуть соленый, не совсем голубой.

Упражнение 33. Дополните ряд слов (по 2–3) с одинаковым значением суффиксов. Выделите суффиксы.

Упражнение 34. Дополните ряд слов с одинаковым значением суффиксов. Выделите суффиксы.

Упражнение 35. Спишите текст. Подчеркните суффиксы в именах прилагательных.
Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их. Какая это часть речи?

Однажды охотник встретил на лесной дорожке маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки.
У девочки были зеленоватые глаза, и в них отражался огонь ярких осиновых листьев. Она проводила охотника до избушки лесника.

Упражнение 36. Спишите текст. Выделите суффиксы в именах прилагательных.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

В осеннем лесу за сто шагов слышно, как пробегает маленькая мышь по сухим листьям. Умолкли звонкие голоса птиц. Золотистые кленовые листья беззвучно повисли на ветвях серебряной паутины. На желтоватом ковре из листьев играют последние солнечные зайчики.

(По В.Пескову)

Упражнение 37. Спишите текст, выделите суффиксы в именах существительных и прилагательных.

Мы шли в прохладные березняки и осинники, искали в траве среди прошлогодних листьев подберезовики с темными бархатными шапками и красноголовые подосиновики. Я забывал про охоту и про рыбалку. Мне нравилось вместе с дедушкой ходить и наблюдать, с какой любовью осматривал он все, что нас окружало.

(По Г.Скребицкому)

Упражнение 1. Прочитайте текст, составленный по книге Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Обратите внимание на выделенные слова. Выпишите в два столбика однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Алиса приятно удивилась, увидев Герцогиню в столь отличном расположении духа, и подумала, что это перец делает ее вспыльчивой.

– Когда я буду Герцогиней, – сказала она про себя (без особой, правда, надежды), – у меня в кухне совсем не будет перца. Правильно, суп перчить не надо, он и без перца вкусный. От перца, верно, и начинают все всем перечить? – Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило.
– От уксуса куксятся, – продолжала она задумчиво, – от горчицы – огорчаются, от лука лукавят, а от сдобы – добреют. Как жаль, что никто не знает этого правила... Все было бы просто. Ели бы сдобу и добрели.

Упражнение 2. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним проверочные слова.

Зализать рану. – Залезать на дерево. Умолять о помощи. – Умалять роль. Завила кудри. – Завела разговор. Увядать без воды. – Увидать чудо. Укротить зверя. – Прекратить разговоры.

Упражнение 3. Найдите третье лишнее слово.

1. Лес, лестница, лесничий.
2. Честный, чеснок, чесночный.
3. Целина, цель, прицел.
4. Пот, потолок, потливый.
5. Море, морщины, морской.
6. Боль, большой, больница.
7. Дивный, диван, удивительный.
8. Левый, лев, налево.
9. Густой, густеть, гусыня.
10. Гроза, гроздь, грозовой.
11. Лень, лента, ленивец.

Упражнение 4. Составьте и запишите словосочетания, выбирая при этом нужное написание главного слова.

Зап(е,и)вать (песню, лекарство); разр(е,я)дить (ружье, посадки); пол(е,и)жи (на солнце, конфетку); м(я,е)чи (футбольные, стальные), об(е,и)жать (стадион, малыша); прим(е,и)рять (товарищей, обновку); пол(а,о)скать (собачку, белье), сп(е,и)шите (на поезд, упражнение); разв(е,и)вается (флаг, ребенок); прож(е,и)вать (в доме, булку); сл(е,и)зать (с дерева, варенье), пос(е,и)деть (на скамейке, от переживаний), ч(а,и)стота (в доме, удара); посв(е,я)тить (фонарем, стихотворение).

Упражнение 5. Докажите, что окончание – значимая часть слова.

Запишите по образцу: -ешь – окончание глагола наст. или буд. вр., 2-го л., ед. ч.: читаешь, пишешь.

 

Упражнение 6. Распределите в два столбика слова в зависимости от того, как можно сказать о слове:

Оканчивается___ - имеет окончание___ (окончание выделить)

а) Маленькая синичка, летел низко, новый гараж, стучал громко, читал журнал, играть марш, девочка аккуратна, елочка красива.
б) Воздух свеж, хорошо плавал, весело чирикал, бежать справа, пела громко, слегка прижал, кукла прелестна, ландыш пахуч, ребенок весел.
в) Зашел далеко, дорога широка, крутой берег, напишешь письмо, пришла оттуда, исчезла вдруг, подъехала к дому, приехал быстро.

Упражнение 7. Выпишите из текста по 2–3 слова: а) без окончания; б) с нулевым окончанием. Укажите части речи выписанных слов.

а) На сцене был сад. На маленьких деревьях с золотыми и серебряными листьями звонко пели заводные скворцы. Под деревьями важно прохаживался павлин и клевал яблоки. На лужайке весело прыгали два козленка.

(По А.Толстому)

б) На столе перед зеркалом Алеша увидел две китайские куклы. Вчера он их не заметил. Они кивали ему головами. Но Алеша помнил приказание Чернушки и быстро прошел мимо них.

(По А.Погорельскому)

Сделать бесплатный сайт с uCoz