Новости

30 августа 2012

СКОРО В ШКОЛУ!

30 ноября, среда. Обстоятельство.

Д/з: упр.№ 189, 191, 193

(по заданию и письменно!).

Доделать синтаксический разбор!

Устно: прежнее д/з -

"Второстепенные

члены предложения"

29 ноября, вторник. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Д/З прежнее: пп. 16-19 (с. 75-93) выучить! Знать ответы на вопросы на с. 93.

Д/З. на 23 ноября. Подготовиться к зачету (пп. 10-15). Упр. 154 (письм.)

23 ноября письменный зачет по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СКАЗУЕМОЕ."

 

   

 

 

 

 

Здравствуйте!
Здесь вы можете узнать тему урока и домашнее задание, а также выполнить дополнительное задание по теме (на оценку!)

§ 21. Тестовые задания по теме "Второстепенные члены предложения"

1. Какое из предложений является распространенным?
      а) Вы безумец, Георгий Петрович!
      б) Мы с матерью любили танцевать.
      в) Город, опустевший к концу дня, манил и притягивал.
      г) Я оказался в затруднительном положении.

2. Какое предложение является нераспространенным?
      а) В березовом лесу светло.
      б) Наша жизнь прекрасна.
      в) Поезд на Москву пришел ночью.
      г) Каждый из нас должен стать Человеком.

3. Каким членом предложения является выделенное слово?
      Город Севск был сторожевой крепостью.
      а) подлежащим
      б) сказуемым
      в) определением
      г) дополнением

4. Каким членом предложения являются выделенные слова?
      Они совершенно не способны ни к отречению, ни к бегству.
      а) сказуемым
      б) определением
      в) дополнением
      г) обстоятельством

5. Каким членом предложения является выделенный оборот?
      Улыбаясь всем прохожим подряд, Митя шел по улице.
      а) сказуемым
      б) определением
      в) дополнением
      г) обстоятельством

6. В каком случае выделенное слово (словосочетание) не является определением?
      а) Желание учиться росло год от года.
      б) Девочка с голубыми глазами прелестна.
      в) На завтрак подали кофе по-турецки.
      г) Деревья казались огромными.

7. В каком случае выделенное слово является согласованным определением?
      а) Мне нравится платье из ситца.
      б) Нас встретил старик с длинной седой бородой.
      в) Я вглядывался в далекие времена.
      г) Мечта путешествовать не покидала меня до конца жизни.

8. В каком случае выделенное слово является несогласованным определением?
      а) Дни становились все короче и короче.
      б) Язык жестов не является одинаковым в разных странах.
      в) Девочка постарше стояла поодаль от остальных ребят.
      г) Странная история приключилась со мной в деревне.

9. В каком случае выделенное слово является приложением?
      а) Часов в одиннадцать к ним пришел Егор Петров — сосед, школьный завхоз.
      б) Поезд мчится, как стрела.
      в) Дружелюбный пес по кличке Трезор бежал за нами до самой станции.
      г) Книга с разноцветными картинками настолько увлекла меня, что я не заметил прихода взрослых.

10. В каком случае выделенное слово является дополнением?
      а) Мы сели отдохнуть на скамейку у реки.
      б) Машины шли медленно из-за снегопада.
      в) Моему брату часто приходится ездить на такси.
      г) Несмотря на нелетную погоду, самолеты продолжали совершать рейсы.

11. В каком случае выделенное слово не является дополнением?
      а) Больной попросил сестру принести ему лекарства.
      б) Тот же самый император Фердинанд пишет королю Густаву письма c просьбой заступиться за Ливонию.
      в) Я был занят домашними делами целое утро.
      г) Вспоминаю я эту осень очень часто.

12. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?
      а) Голос матери доносится откуда-то издалека.
      б) Журнал «Москва» только что опубликовал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
      в) Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями.
      г) Я думаю, все люди верят в свое «светлое будущее».

13. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?
      а) Меня угощали топленым молоком и уговаривали остаться.
      б) Телеграмма была адресована моему двоюродному брату.
      в) Я не знаю другой такой страны, где бы так бережно обращались с книгой.
      г) Он никогда не думал о потраченном напрасно времени — просто никогда не тратил время впустую.

14. В каком случае дан правильный вариант характеристики второстепенного члена предложения?
      От стыда за товарища он покраснел.
      а) прямое дополнение
      б) обстоятельство причины
      в) обстоятельство условия
      г) обстоятельство образа действия

15. В каком случае дан правильный вариант характеристики второстепенного члена предложения?
      Все воеводы должны были каждое утро после ночлега собираться у него в шатре для совета.
      а) прямое дополнение
      б) обстоятельство цели
      в) косвенное дополнение
      г) обстоятельство причины

16. В каком случае дан правильный вариант характеристики второстепенного члена предложения?
      Мы прошли около половины пути.
      а) прямое дополнение
      б) обстоятельство места
      в) косвенное дополнение
      г) обстоятельство меры

17. В каком случае дан правильный вариант характеристики второстепенного члена предложения?
      Несмотря на усталость, многие из них уселись на траву около своих шалашей и стали мирно беседовать.
      а) прямое дополнение
      б) обстоятельство уступки
      в) косвенное дополнение
      г) обстоятельство условия

18. В каком случае дан правильный вариант характеристики второстепенного члена предложения?
      Пройдя по коридору, он заглянул в спальню, потом в гостиную.
      а) обстоятельство времени
      б) обстоятельство условия
      в) обстоятельство образа действия
      г) обстоятельство цели

19. В каком случае дан правильный вариант характеристики второстепенного члена предложения?
      Все оказалось так просто, что мы даже не поверили своему счастью.
      а) обстоятельство сравнения
      б) обстоятельство причины
      в) обстоятельство образа действия
      г) обстоятельство меры и степени

Образец.

ВАРИАНТ 1

1.ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ. СОСТАВ.  СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧАСТЕЙ.

2.ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

3.ПЕРЕПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, РАСКРЫТЬ СКОБКИ. В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПОДЧЕРКНУТЬ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ, ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СКАЗУЕМОГО

 Повернувшись спиной к пожару он быстро пош..л проч.. вдоль реки. Всё (во)круг было оз..ре(н/нн)о красным светом. Впереди м..талась сокр..щаясь и вытяг..ваясь его тень на траве. (С)прав.. нач..лся лес пахнущий прелью. Трава сделалась мя..кой и влажной. Две большие ночные птиц.. с шумом вырва..лись (из)(под)ног и низко над водой полетели на другую сторону реки. Он подумал что огонь мож..т нагнать его. Тогда придет..ся уходить (в)плавь, а это буд..т (не)приятно. Но красный свет вдруг померк потом совсем как сквозь землю провалился. Остат..ся здесь сейчас решение опрометч..вое подумал он.

4.ПЕРЕПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАССТАВИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И  ОБЪЯСНИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НЕНУЖНОСТЬ ПОСТАНОВКИ ТИРЕ В КАЖДОМ ОТДЕЛЬНОМ СЛУЧАЕ.

Лучший способ избавиться от врага сделать его другом. Пеший конному не попутчик. Льдины словно горы. Вы, как я вижу, не охотник до картишек. Равнодушие есть паралич души. Небо сегодня словно звездный шатер. Острый язык дарование длинный язык наказание. Человек знающий историю интересный собеседник.

Домашнее задание на пятницу, 17.02.

Упр. № 300, 309 письменно по заданию.

с. 133-134, 138, 140 учить по учебнику с примерами (буду спрашивать!).

Надеюсь на качественное выполнение и жду осмысленных точных устных ответов!Obosob.doc

11 января 2012, среда. Два урока русского языка. Повторение: "Второстепенные члены предложения". "Осложненное предложение:  понятие об однородных  членах".

Д/з.: Выучить правила по учебнику (п. 26, с. 114-117), упр. 262 письменно по заданию.

 17.01. Вторник. Разграничение однородных и неодородных определений.

Д/з: тему выучить по тетради! упр. 269

Понятие об однородных членах предложения Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения). Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. Например: Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам (Песков); Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки (Паустовский); Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед (Фадеев); Побывали они и (Набоков). Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. Например: Я люблю идти в лесу (Пришвин); Я бродяга и страстно люблю жизнь (Паустовский). В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы: а) соединительные: и; да в значении и; ни ..., ни; как ..., так и; не только ..., но и; тоже; также; б) противительные: а; но; да в значении но; зато; однако; в) разделительные: или; либо; то ..., то; не то ..., не то; то ли ..., то ли. Примечание. Не являются однородными членами повторяющиеся в предложении слова, используемые для большей выразительности и представляющие собой один член предложения. Например: Зимы ждала, ждала природа (Пушкин). При однородных членах могут быть обобщающие слова, значение которых как бы охватывает весь ряд однородных членов. Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них. Например: Вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Затуманенный лес, озеро, небо — все было серое. Упр. 18. Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений. 1. Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2. То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4. Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5. Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький). 6. Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8. Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин). Упр. 19. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке: а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения; б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения; в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения. 1. [О, О, О]. 2. [О, О и О]. 3. [О, но О]. 4. [О или О]. 5. [Не только О, но и О]. 6. [То О, то О]. 7. [И О, и О, и О]. Однородные и неоднородные определения Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией. Между однородными определениями обычно можно вставить союз и. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (Пушкин). Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением. Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и. Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным). Был жаркий августовский день. Упр. 20. Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые. 1. Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2. Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3. На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6. Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).

 Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.
      Традиционно среди второстепенных членов предложения выделяют определение, дополнение и обстоятельство.

§ 18. Определение

      Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей? который? Определение подчинено существительному, называющему характеризуемый предмет или явление. В соответствии со способом грамматического выражения и характером связи с определяемым существительным выделяются согласованные и несогласованные определения. Согласованные определения связаны с определяемым словом по типу связи — согласование и способны уподобляться ему в числе и падеже (в единственном числе — и в роде).

Согласованные определения

1. Прилагательное в полной форме

2. Причастие в полной форме

3. Местоимение- прилагательное

4. Числительное: а) порядковое;
б) количественное (один)

      Несогласованные определения — это определения, которые связываются с определяемым словом по способу управления или примыкания. Такие определения выражаются грамматическими разрядами слов, которые не способны к согласованию.

Несогласованные определения

1. Существительное в косвенном падеже

.

2. Притяжательное местоимение его, ее, их

3. Прилагательное в форме сравнительной степени

4. Наречие

5. Инфинитив

6. Синтаксически неделимое словосочетание

      Особой разновидностью определений является приложение. Приложение — это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже, что и определяемое слово. Определяя предмет, приложение дает ему другое название. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным прилагательным и причастием, а также субстантивированным числительным. Приложения могут иметь самые разные значения.

Основные значения приложений

1. Классификационный разряд,
к которому принадлежит предмет (лицо): род занятий, профессия, специальность, должность, социальная и национальная принадлежность, возраст, родство и т. д.

Девушка-врач, девушка-кассир, девушка-студентка, девушка-грузинка, девушка-спортсменка, девушка-подросток, девушка-племянница

2. Свойства и качества предмета, его характеристика

Петух-драчун, машина-малютка, завод-гигант, чародейка-зима

3. Обозначение названия предмета, а также географического наименования (кроме собственных имен лиц)

Газета «Труд», пароход «Сибирь», село Марьевка, озеро Байкал, город Воронеж

Примечание. Приложения могут присоединяться к определяемому слову при помощи союзов то есть, или, а также при помощи слов например, по имени, по фамилии, по прозвищу: Наш учитель математики, по фамилии Горобец, отличался высоким ростом.

§ 19. Дополнение

      Дополнение — это второстепенный член предложения, указывающий на предмет, на который направлено действие или который является результатом действия. Дополнения выражают объектные отношения и отвечают на вопросы косвенных падежей.
      Разграничиваются дополнения прямые и косвенные. Прямое дополнение — это дополнение, обозначающее объект, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое стоит:
      — в винительном падеже без предлога: Ель рукавом мне тропинку завесила (Фет);
      — в родительном падеже при глаголе с отрицанием: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести (Паустовский);
      — в родительном падеже при выражении «частичного объекта», т. е. для обозначения части целого: Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипяченой водой (Паустовский).
      Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом. Например: В этом утре уже было предчувствие длинного лета, теплых ливней... (Паустовский); Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне (Есенин). Дополнение может быть выражено также инфинитивом (объектный инфинитив). Например: И тогда государь повелел ослепить этих зодчих (Кедрин).

§ 20. Обстоятельство

      Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает различные обстоятельства проявления действия или признака. Обстоятельства связываются с определяемым словом посредством примыкания и управления и обычно подчиняются глагольному слову.
      По значению обстоятельства делятся на несколько видов:
      1. Образа действия (как? каким образом?)
      Книга расплачивается за любовь к ней (Смирнов-Сокольский); ширится волна (Бунин).
      2. Меры и степени (насколько? в какой степени?)
      День был ясный, тихий, жаркий (Л. Толстой).
      3. Места (где? куда? откуда?)
       виднелись округлые сопки (Ажанов).
      4. Времени (когда? как долго?)
      Снег выпал только (Пушкин).
      5. Причины (почему?)
      Сенокос запоздал (Паустовский).
      6. Цели (с какой целью? зачем?)
      Кирила Матвеич побежал (Тургенев).
      7. Условия (при каком условии?)
      При большей вы добьетесь лучших результатов.
      8. Уступки (несмотря на что?)
      Леса, не отличались тропической пышностью (Новиков-Прибой).
      9. Сравнения (как?)
      На соснах застыла золотая смола (Паустовский); Кошка стала жадно грызть корку,

Упр. 15. Прочитайте. В каждом предложении (простом и сложном) найдите грамматическую основу (основы) и второстепенные члены предложения. Укажите, чем они выражены. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

      Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клена среди кустов сирени акации и жасмина стоит маленький деревянный флигелек. Здесь в светелке жила няня Арина Родионовна. Сюда Пушкин шел отдохнуть душою послушать ее чудесные сказки. Старинные сундуки лавки стол в красном углу покрытый холщовой домотканой скатертью жужжащее веретено все здесь было простое русское деревенское уютное. Тут же русская печь с лежанкой с пучками душистых трав.
      Поэт Языков приехав в гости к Пушкину часто навещал няню. Ему здесь нравилось все и природа и соседи в Тригорском и Пушкин и няня. Она привлекала его своей душевной привязанностью к поэту материнской заботой о нем замечательной народной речью пленительными рассказами про старину про бывальщину. Перед отъездом Языкова из Михайловского няня подарила ему шкатулку. В шкатулке он хранил свои сувениры письма и подаренный ему Пушкиным автограф стихов «У лукоморья дуб зеленый...». Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны дошедшая до наших дней и хранящаяся в музее в Михайловском.

(По С. С. Гейченко.)

08.11, ВТОРНИК. Русский язык. Разделы лингвистики и единицы языка.

Д/З : слова-примеры, характеризующие единицу языка с т. зр. каждого из разделов.

9 ноября, среда. Русский язык (два урока)

Вечереет с т. зр. каждого из разделов лингвистики.

Синтаксис. Синтаксический разбор простого предложения. Простое и составное сказуемое. Способы выражения подлежащего. Составное сказуемое.

п. 13,14 (табл. с.67) - учить! Упр. 148 по заданию (письменно!)

11.11.,пятница. Один урок русского языка
Понятие о простом предложении и его видах.
Порядок слов в предложении.
Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое и его основные типы. Способы выражения простого глагольного сказуемого.Способы выражения составного глагольного сказуемого.Способы выражения именной части составного именного сказуемого.
Синтаксический разбор простого предложения.

Д/З: Читать учебник (п. 8-13, с 40-65). Знать определения перечисленных выше понятий, уметь делать синтаксический разбор простого предложения (письменно и устно): см. примеры на с.47-48.
Чтобы разобраться в содержании параграфов учебника, ответьте на вопросы на с. 47
В тетрадях для домашних работ
письменно выполнить упражнения учебника 105, 124 (точно по заданию!)

Кроме учебника, можно читать теоретический материал на курсе (смотрите ниже), а также выполнить тестовые задания по темам на оценку (это не обязательно!)

Сделать бесплатный сайт с uCoz